На лазерных дисках физические проблемы, кроме деградации слоев, почти всегда видны невооруженным взглядом. Осмотр нечитаемого диска при хорошем освещении и под разными углами позволяет сразу выявить сколы, трещины, потертости и царапины. К физическим загрязнениям можно отнести и появляющиеся вследствие неаккуратного обращения загрязнения. К слову, обычная очистка зачастую оказывается эффективнее, нежели опасные манипуляции со шлифовкой и полировкой диска.
Лучше всего справляются с удалением грязи с поверхности диска специальные нетканые салфетки, смоченные очищающим раствором. Мягкую ткань нецелесообразно использовать из-за того, что она оставляет ворсинки, а бумажные салфетки (кроме тех, что предназначены для оптики) царапают защитное пластиковое покрытие.
Помимо фирменных растворов подходят бытовые стеклоочистители, слабые (0.5-1%) эмульсии моющих средств, водный раствор этилового или изопропилового спирта с концентрацией от 10 до 40%. При протирании диска движения должны быть направлены радиально — от центра к краям. Иногда рекомендуют сначала очистить диск тряпкой с раствором, а потом промыть под струей воды и обсушить салфеткой.
Теперь поговорим о более грубых физических дефектах. Самым серьезным среди них следует признать сквозные трещины. Они могут повредить не только данные, но и работающий привод (под действием центробежных сил диск вполне способен разорваться на части).
Бороться с трещинами, заливая их клеем или иным способом укрепляя диск, практически бесполезно — возникающие за счет внутренних напряжений расхождения краев трещин превосходят допустимую ошибку позиционирования луча. Однако если вы приклеите с верхней стороны скотч или пленку типа «Оракал», то по крайней мере предотвратите разлет осколков. Дополнительной гарантией безопасности станет уменьшение скорости вращения шпинделя посредством программных средств (например, программы Nero Drive Speed).
Довольно много неприятностей способны доставить и царапины. Наиболее уязвима верхняя сторона: легко преодолев тонкое лаковое покрытие, механические повреждения необратимо уничтожают фрагменты отражающего или записываемого слоев. Кстати, к такому же печальному итогу нередко приводит нанесение надписей первым попавшимся маркером.
Дефекты поликарбонатной пластины не столь опасны. Например, немногочисленные узкие царапины не должны вызывать никакого
беспокойства: содержимое сектора «размазано» вдоль спиральной дорожки и потому выпадение нескольких байт легко компенсируются за счет избыточности. Другое дело — широкие царапины: мало того, что они «съедают» несколько фреймов целиком, так еще и сбивают оптическую головку с дорожки. Попав в своеобразную дыру, головка совершенно дезориентируется (ей становится попросту не на что опираться!) и «вылетает» в одну из соседних дорожек. Умные приводы автоматически распознают такую ситуацию и возвращают головку на нужное место, однако менее сообразительные модели (коих, кстати, подавляющее большинство) самоуверенно продолжают чтение как ни в чем не бывало. В результате голова одного сектора скрещивается с хвостом другого и, естественно, при попытке восстановления такого сектора штатными корректирующими кодами ничего, кроме мусора, не получается, и привод уныло диагностирует неисправимую ошибку. Выход — читать такой сектор до тех пор, пока головка не попадет на ту же самую дорожку, с которой начиналось чтение сектора. Количество попыток чтения при этом должно быть достаточно велико (от 100 и больше), ведь с точки зрения вероятности отклониться от спиральной дорожки намного проще, чем удержаться на ней!
Концентрические царапины — самый деструктивный из всех возможных типов разрушений. Дело в том, что они затеняют участки на дисках так, что микропрограмма привода оказывается бессильна их восстановить, основываясь на избыточных кодах коррекции ошибок. К тому же концентрические царапины сбивают систему слежения.
В теории справиться с царапинами на нижней стороне диска не составляет труда. Существует два способа:
• заполнить углубления материалом с близким к поликарбонату коэффициентом преломления;
• равномерно отшлифовать поверхность пластины до дна самых глубоких дефектов, а затем отполировать ее.
Способам полировки оптических поверхностей (и лазерных дисков в частности) посвящено огромное количество статей, опубликованных как в печатных изданиях, так и в Интернете. Действительно, поцарапанный диск в большинстве случаев можно отполировать, и, если все сделать правильно, вернуть из небытия. Но, во-первых, полировка восстанавливает лишь царапины нижней поверхности диска и бессильна противостоять разрушениям отражающего слоя. Во-вторых, устраняя одни царапины, вы неизбежно вносите другие — после иной полировки состояние лазерного диска может очень сильно ухудшиться. В-третьих, полировке дисков невозможно научиться за раз — вам понадобится уйма времени и куча «подопытных» дисков. Одним словом, восстанавливать диски таким способом имеет смысл в том случае, если вы владеете салоном видеопроката — иначе окупить потраченные деньги, усилия и время не удастся.
|